Музыка в детском саду — для чего она нужна

Уважаемые родители, в данной статье мы познакомим вас с тем, как осуществляется музыкальное развитие ваших детей;  что для этого делается в стенах детского сада; какие созданы условия и как это выглядит изнутри. Ведь вы чаще видите итоги проделанной работы на развлечениях и праздниках, а остальная часть остается для вас невидимой.

Но сначала  расскажем о том, как организована работа по музыкальному развитию в нашем ДОУ. Для того, чтобы все стороны музыкального развития были учтены и сбалансированы, существуют программы по музыкальному воспитанию. Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется с раннего возраста, практически с первых дней пребывания ребенка в группе и до выпускного вечера  в подготовительной группе. В соответствии с расписанием, утвержденным заведующим д/садом, музыкальные НОД проводятся два раза в неделю. Кроме этого перед праздниками проводятся дополнительные групповые и подгрупповые, индивидуальные  занятия. Также музыка сопровождает детей на гимнастике,  звучит фоном на занятиях художественным творчеством и в свободной самостоятельной деятельности детей, перед дневным сном звучат колыбельные песенки.

Основные задачи музыкального воспитания:

  • развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
  • формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры.

Перечисленные задачи решаются через 5 видов музыкальной деятельности:  пение  — это  основной вид музыкальной деятельности в детском саду; музыкальное движение  — это различные упражнения, танцы, игры; слушанье музыки – классической,  современной, народной;  игра на музыкальных инструментах  и игра-драматизация. С развитием музыкальных способностей у детей развиваются и специфичные для каждого вида деятельности  навыки и умения.       

Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальных способностей, упущение которого невосполнимо. Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности.

Наряду с собственно музыкальной работой, музыкальный руководитель, как педагог, проводит с детьми большую общеобразовательную и воспитательную работу, направленную на их интеллектуальное и нравственное развитие. Эта работа, благодаря эмоциональной сущности музыки, оказывается подчас более эффективной, чем проводимое в других условиях прямое обучение и назидание

Для чего же нужна музыка в детском саду в раннем детстве?

Все начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и художественная, т.е. связанная с приобщением к искусству.

Развивая с раннего возраста музыкальные способности ребенка, мы не только закладываем фундамент для того, чтобы он мог с легкостью петь и играть на музыкальных инструментах, но и создаем ему отличную возможность для быстрого обучения иностранным языкам, занятий танцами, учебы в общеобразовательной школе.

«…Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста, нужна,как вода и воздух…»

У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения.

Известный психолог Л.С.Выготский писал о феномене «засушенное сердце»(отсутствие чувства), наблюдавшегося у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логическое и интеллектуальное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда «обесчувствованию» способствует технологизация жизни. Замыкаясь на телевизоре, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, поэтому работа по развитию эмоциональной сферы очень актуальна и важна.