«Музыкальная предметно – развивающая среда ДОУ»

Всем известно и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого – педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно – пространственной среды.
Основные знания и умения ребёнок получает в процессе непосредственной образовательной деятельности, а закреплять их, эффективнее в самостоятельной деятельности. Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно – развивающей среды. Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей

Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно – пространственной среды. А.Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию.
Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально – творческих проявлениях.

Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально – дидактическими материалами. При создании предметно – развивающей среды необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно – развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также, достаточное количество музыкальных инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т. д.
Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другую часть группы, на прогулку. Очень удобны для прогулок корзинки, в них можно переносить шумовые инструменты, платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке.

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольников является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью можно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний, навыков в повседневной жизни. Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.
Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1 – 2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.
Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создаёт эмоционально – положительное отношение к детям, детскому саду, желание посещать его.

Содержание музыкальной развивающей среды ориентируется на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняется по возрастам, носит проблемный характер. Всё это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно – развивающая среда в группах ДОУ организуется по трём основным блокам:
• восприятие музыки;
• воспроизведение музыки;
• музыкально – творческая деятельность.

Каждый блок, в сою очередь предусматривает ориентацию на целостность определённого вида детской деятельности.
Оформление музыкальных мини — центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в группах старшего дошкольного возраста – дидактическую. Структура музыкальных мини – центров представлена в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка. Пособия развивающей среды добротны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.