«Образовательный квест в музыкальном развитии дошкольников»

 «Образовательный квест в музыкальном развитии дошкольников»

Одной из насущных проблем образовательного пространства является разнообразие воспитательно — образовательного процесса, активизация познавательной деятельности воспитанников, расширение сферы их интересов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Особым преимуществом пользуются игровые технологии и технология проблемного обучения. Сочетание игровых сюжетов и решение проблемных ситуаций мы находим в реализации квест-технологий.

Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в помещении, так и на природе, то есть практически в любом окружении.

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

Живые квесты несут в себе элемент соревнования, они способствуют развитию аналитических способностей и инициативности. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Воспитанники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей. Использование квестов позволяет применять активно – деятельностный подход к обучению.

Квест – это разновидность игр, приключение, требующее от игрока решения умственных, и не только, задач для продвижения по сюжету (сценарию) игры, отличное для детей и взрослых развлечение. Квест-технология – это выполнение проблемного задания с элементами игры, предполагает поиск решения, разгадку тайны. Участник игры является не только объектом педагогического воздействия, но и сознательным субъектом процесса. Всё принимает характер открытий, требует поиска и осмысливания материала.

Квест — дословный перевод как «поиск» (чего-либо). Это задание, ребус, загадка, которую надо отгадать, выполнить, (т.е. собрать подсказки, чтобы найти разгадку).  «Герой» (участник), который разгадывает «загадку», «спасает мир» и получает приз.

Цель, которую преследуют все создатели квестов – думать с удовольствием. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования — одно из условий поддержки самостоятельности, ответственности и инициативности дошкольников – организация музыкальной формы активности (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально — ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), как и других видов деятельности ребёнка во взаимодействии детей, родителей и педагогов.

Результатом реализации квест — технологии по направлению музыкального воспитания и развития дошкольников,  является сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку. Умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений, формирование двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность), умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок: — ценностно–смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; — становления эстетического отношения к окружающему миру; — формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства; — сопереживания персонажам художественных произведений; — реализации самостоятельной творческой деятельности.

Применение на практике квест-технологий позволяет добиваться результативности в процессе формирования компетентности дошкольников и при этом разнообразить их образовательную деятельность игровыми приемами. Использование квест-технологий способствует расширению кругозора, развитию познавательной активности, творческих способностей, увлекает и ненавязчиво заинтересовывает детей.

Квест – это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, подразумевает активность каждого участника. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их музыкальные, физические способности и воображение. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность.

К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов. Квесты можно использовать в различных направлениях, на разных уровнях обучения в воспитательно-образовательном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, тему, могут быть и межпредметными.

Различают два типа квестов:

  • кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан на одно — три занятия).
  • длительный (используется для углубления и преобразования знаний воспитанников, рассчитан на длительный срок – месяц, несколько месяцев).

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

  • линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
  • штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
  • кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. (команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Структура образовательного квеста может быть следующей:

  • введение (в котором прописывается сюжет, роли);
  • задания (этапы, вопросы, ролевые задания);
  • порядок выполнения (бонусы, штрафы);
  • оценка (итоги, призы).

Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить цели и задачи квеста; целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста, написать сценарий; определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; назначить дату и заинтересовать участников.

Таким образом, педагог, приступая к созданию квеста:

  • готовит интересное выступление; • формулирует интересное задание;
  • составляет план работы; • составляет список информационных ресурсов. Воспитанники:• выбирают роль; • составляют план поиска ресурсов;
  • исследуют информационные ресурсы; • готовят отчет.

Решая задачи образовательной области «Художественно–эстетическое развитие» по направлению «Музыка» квест-технологии могут быть применены в организации музыкальной ОД, детских праздников, тематических и семейных досугов и развлечений.

Применение квест-технологии в воспитательно-образовательном процессе позволяет решать задачи развития детской инициативности и творчества в соответствии с ФГОС ДО, а также задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Лепешкина Е. А.

Не копируйте текст!